Через 10 лет после захвата театрального центра Норд-Ост на Дубровке вспоминают жертв этой трагедии и людей, которые проявили себя героями во время теракта. Но есть и те, чьи заслуги были почти забыты за это время. Огромную роль в планировании штурма сыграли двое молодых диггеров. Юрий Свешников и Дмитрий Прокофьев. Рискуя своей жизнью Юрий Свешников и Дмитрий Прокофьев изучили все подземные коммуникации под театральным центром и помогли не только разработать план штурма, но и не дать террористам уйти.
– Я узнал про захват вечером и понял, что надо туда ехать, – не сидеть же дома и ругаться на террористов и правительство, глядя в телевизор, – рассказывает Дмитрий. – Ведь мы были одними из немногих, кто действительно мог помочь тогда.
Дмитрий и Юрий в 2002 учились в МАИ. Диггерством они начали заниматься за несколько лет до этого и уже помогали на ЧС: спасали зверей из затопленного подземной рекой Уголка Дурова, тушили третий корпус МАИ, помогали с поисках бежавших из Бутырской тюрьмы преступников. К театральному центру на Дубровке их никто не звал, но утром 24 октября они уже были там.
– Перед тем как поехать на Дубровку мы со всем снаряжением, “в диггерском” пришли на пару по психологии. Сначала все над нам посмеивались –, мол в поход что ли собрались, – но когда мы сказали, куда мы собрались на самом деле, нам вся аудитория аплодировала, – говорит Юрий.
Двое студентов прочесали все подземные ходы в радиусе полукилометра от театрального центра. Несколько раз в подземелье приходилось спускаться через люки, которые находились в простреливаемой зоне. От террористов их закрывала только пожарная машина.
– У нас было две основные задачи: во-первых, разведать пути подхода к зданию через подземные коммуникации, а во-вторых – отрезать террористам ход назад, – рассказывает Юрий. – Были предположения, что в случае штурма
главари могут оставить смертниц внутри, а сами скроются через подвалы. Кроме того, именно благодаря этой разведке группе спецназа удалось попасть в здание театрального центра задолго до того, как начался штурм.
Разведгруппа уже изнутри установила наблюдение за террористами, прослушивала их переговоры, и смогла точно узнать расположение взрывных устройств в зрительном зале, где держали заложников.
В ночь штурма оба диггера помогали спасателям:
– К тому моменту из зала уже начали выносить заложников. Их оставляли на полу в фойе и на крыльце, а мы уже пытались привести их в себя и отводили к автобусам или относили к скорым, – рассказывает Юрий.
– В какой-то момент я просто перестал различать лица тех, кого относил, – рассказывает Дмитрий. – Когда мы возвращались к крыльцу, я заметил лежащее в стороне тело, которое уже было накрыто. Но я спинным мозгом почувствовал, что этот человек не умер. Несмотря на то, что Юра меня отговаривал, говорил, что живым мы нужнее, я подошел и начал приводить эту девушку в чувства. Потом к нам подошел врач и оказалось, что наша полевая реанимация помогла – у нее был пульс.
Когда операция была закончена, двоих диггеров называли героями наравне с участниками штурма, говорили, что их представят к гос награде. Но награда нашла героев только через 10 лет. В начале октября Дмитрию и Юрию вручили медаль “За совершение невозможного”, которой ранее были награждены участники спецоперации и двое заложников, которые помогли освободили людей из захваченного театрального центра. (По материалам Metronews)
Расскажите друзьям об этой истории.
